Справочник кинолюбителя стр.41

Submitted by MuHyc on Wed, 09/26/2012 - 20:22

Эффекты освещения воспроизводят в изображении кинокадра светотень, характерную для определенного источника света, и создают впечатление времени и места действия.

Так, эффект солнечного дня в интерьере создается светлыми пятнами на стенах и на полу, с тенью от переплета оконной рамы или решетки. Такой эффект получается при использовании прожектора с узконаправленным лучом (лучше всего с точечным источником) и установленной перед ним маской.

Чтобы создать быстро бегущие тени на объекте, например на лице человека, смотрящего в парке аттракцион, используют маски, движущиеся перед кинопрожектором.

Чтобы получить резко очерченные тени от предметов, необходим специальный кинопрожектор с дополнительной линзой или точечный источник света.

ОСВЕЩЕНИЕ КРУПНОГО ПЛАНА

На крупном плане мимика и взгляд передают тончайшие эмоции человека, и зритель получает впечатление о внутренних переживаниях героя. Поэтому съемка лица крупным планом — наиболее важный и ответственный момент в работе кинооператора.

Характер освещения лица человека может усилить передачу глубины переживаемых им чувств, либо ослабить. Освещением можно создать различное настроение. Так, четкое изображение с нормальным контрастом будет способствовать передаче спокойного настроения. Сильными контрастами света и тени усиливается ощущение тревоги.

Приемы освещения крупного плана весьма разнообразны. Научиться снимать профессионально — это не значит использовать одни и те же «выработанные практикой» схемы.

Задача заключается в том, чтобы для каждого съемочного плана, для каждой драматургической ситуации найти наиболее правильный характер освещения. В одном случае для усиления переживаемого настроения героя необходимо бестеневое освещение, в другом — следует создать жесткий светотеневой рисунок с определенным распределением светотени.

Если же говорить о так называемом портретном освещении — его строят по следующей схеме.

Основной рисующий свет направляют спереди, несколько сверху, с той стороны, куда обращено лицо человека. Осветительный прибор должен осветить лицо так, чтобы тень от носа не доходила до верхней губы и до середины щеки в затененной части. Рядом с киноаппаратом следует поставить осветительный прибор заполняющего рассеянного света, который бы высветлил теневые участки лица и фигуры, но не настолько, чтобы образованные рисующим светом тени пропали или стали лишь едва заметными. Отношение освещенностей (контраст освещения) изменяется в пределах от 1:1 до 4:1, а резкость светотени регулируется с помощью рассеивающих сеток, устанавливаемых перед источником рисующего света.

Использование нескольких источников рисующего света при съемке одного лица не допускается. Двойные тени от двух рисующих источников света разрушают световую и тональную целостность изображения. Иное дело съемка парных портретов.

Чтобы отделить фигуру от фона и обрисовать контур, сверху сзади на нее направляют контурный свет, интенсивность которого должна быть такой, чтобы не была потеряна проработка фактуры и не получились бы слишком яркие ореолы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒